<<
>>

ОБ АНАЛИЗЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 157 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ

Тугутов Булат Анатольевич

заместитель руководителя УФССП России по Иркутской области - заместитель главного судебного пристава Иркутской области, кандидат юридических наук

Обсуждаются проблемы уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей.

Ставится во­прос о том, что в различных районах г. Иркутска требования курирующих прокуро­ров существенно отличаются друг от друга. В результате в одной и той же ситуации должники в одном районе г. Иркутска привлекаются к уголовной ответе! венности, а в другом районе города избегают ее.

Ключевые слова-, курирующий прокурор: дознаватель; алименты; должник.

Статья 157 УКРФ

Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

В июле 2012 года в Управление поступил «Обзор практики привле­чения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 157 УК РФ, и прокурорского надзора за законностью рассмотрения органами дознания ФССП России сообщений о преступлениях и произ­водства дознания по уголовным делам данной категории» (далее - Об­зор), подготовленный ЦА ФССП совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Указанный Обзор содержит основные положения, касающиеся ква­лификации преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ, на которые следует обращать внимание как дознавателям, так и прокурорам, осущест­вляющим надзорную деятельность за органами дознания ФССП России:

- количество предупреждений об уголовной ответственности (по Обзору - не имеет значения);

- период уклонения (ссылка на ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» - двухмесячный срок для исполнения);

- привлечение по ст. 157 УК РФ, если дети достигли совершенноле­тия (законно, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности);

- отсутствие стремления к трудоустройству при полной трудоспо­собности (как критерий злостности);

- наличие прежней судимости по ст.

157 УК РФ (как критерий зло­стности);

- наличие незначительных выплат, не сопоставимых с общим раз­мером задолженности (как критерий злостности);

- несистематические выплаты, не соответствующие установленным решениям суда (как критерий злостности);

- время окончания преступления (дата возбуждения уголовного дела).

Проблемы возникали с возбуждением уголовных дел в отношении нетрудоустроенных должников: по требованию прокуратуры дознавате­лю в обязательном порядке необходимо было доказать наличие дохода и доводы, что должник умышленно не трудоустраивается, прокурором не принимались. Однако в октябре было возбуждено 2 уголовных дела - в от­ношении Алсаева и Зыряновой, не имевших источника дохода: уголовные дела рассмотрены судом с постановлением обвинительного приговора.

Ранее, решая вопрос о привлечении должника, злостно уклоняюще­гося от уплаты алиментов, к уголовной ответственности дознаватель обязан был доказать официальный и постоянный источник дохода, при получении которого должник не производил выплаты алиментов. C уче­том этих требований было затруднительно привлечь должников за неуп­лату алиментов, поскольку большую их часть составляют трудоспособ­ные, однако не желающие работать лица, существующие за счет случай­ных заработков или работающие неофициально. Непостановка на учет в Центр занятости населения не рассматривалась как уклонение от испол­нения алиментных обязательств, поскольку трудоустройство является правом, но не обязанностью граждан.

Остается проблемным вопрос о возбуждении уголовных дел при наличии одного предупреждения (по мнению прокурора - необходимо два), при этом подобная практика в Иркутской области уже применяет­ся, что явилось результатом обобщения прокуратурой Иркутской облас­ти, которое доведено информационным письмом первого заместителя прокурора области (от 27.06.2012 исх. № 15/05-06-12).

Во всех структурных подразделениях Управления вопросы реша­ются в ходе проведения межведомственных совещаний с мировыми судьями и прокурорами районов.

Каждое структурное подразделение Управления стремится выработать единый подход к квалификации дей­ствий должников, с учетом которых дознаватели структурных подразде­лений Управления и возбуждают уголовные дела, поэтому фактов отме­ны постановлений о возбуждении уголовных дел в связи с длительно­стью уклонения от уплаты алиментов и незначительными проплатами в Управлении нет. На практике дознаватели квалифицируют преступле­ния, исходя из позиции надзирающего прокурора. Нередко даже в раз­ных районах города Иркутска требования курирующих прокуроров су­щественно отличаются, и дознавателю приходится «изыскивать» дан­ные, указывающие на признаки преступления: представлять вступившие в законную силу обвинительные приговоры и иную практику.

Поскольку на законодательном уровне признак «злостного уклоне­ния» не определен, и норма носит оценочный характер, то по сложив­шейся в большинстве районов Иркутской области практике о «злостном уклонении» от уплаты алиментов свидетельствует неуплата должником алиментов в течение четырех месяцев при наличии за указанный период не менее двух предупреждений об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.

В некоторых районах (Октябрьский, Куйбышевский, Саянский, Куйтунский, Тайшетский, Аларский отделы судебных приставов) с уче­том позиции курирующих прокуроров и мировых судей этот период со­ставлял не менее шести месяцев с момента первого предупреждения должника об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ и наличии не менее двух таких предупреждений.

Имели место факты, когда в пределах одного района требования судей отличались от требований курирующего прокурора. Так, ранее, по мнению судей Эхирит-Булагатского района, о злостном уклонении от уплаты алиментов свидетельствуют неуплата в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем предупреждения. При этом должник должен быть не менее трех раз предупрежден об уголовной ответственности. Незначительные проплаты в счет погашения алиментов, неуплата али­ментов после привлечения к административной ответственности, даре­ние подарков после предупреждения по ст.

157 УК РФ расцениваются как желание должника избежать привлечения к уголовной ответственности.

До настоящего времени, по мнению прокурора этого же района, должника можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ только при условии неуплаты алиментов в течение 4 месяцев, нали­чии у должника доходов за этот период времени, предупреждении его об уголовной ответственности. Оплата даже незначительной суммы в счет погашения алиментов либо оказание иной материальной помощи, в том числе в виде подарков, исключает возможность привлечения должника к уголовной ответственности.

Дознаватель, возбуждая уголовные дела по ст. 157 УК РФ, учиты­вает позицию как судей, так и курирующего прокурора - привлекает к уголовной ответственности должников, уклоняющихся от уплаты али­ментов за период свыше 6 месяцев, доказывая доходы должника, позво­ляющие производить выплату алиментов.

Вместе с тем, в Кировской районной прокуратуре г. Иркутска выра­ботана практика привлечения должника к уголовной ответственности при наличии одного предупреждения по ст. 157 УК РФ и периоде невы­плате алиментов свыше 2 месяцев. В Шелеховском районном отделе су­дебных приставов и Ленинском районе г. Иркутска должники привле­каются к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ при неуплате алиментов в течение 3 месяцев с момента первого предупреждения об уголовной ответственности. При этом должник должен быть предупре­жден об уголовной ответственности не менее двух раз с периодично­стью в 1-2 месяца.

В Чунском районном отделе судебных приставов привлекли к уго­ловной ответственности гр. Балакину Л. В., ранее судимую по ст. 157 УК РФ, за уклонение от уплаты алиментов при единичном ее предупре­ждении по ст. 157 УК РФ. Доказательствами злостного уклонения суд признал неоднократность привлечения к уголовной ответственности за аналогичное преступление, и изменение места жительства без уведомле­ния судебного пристава - исполнителя, что явилось основанием для ро­зыска гр. Балакиной Л.

В. По результатам судебного рассмотрения по­следняя признана виновной в совершении преступления, предусмотрен­ного ч.1 ст. 157 УК РФ, и назначено наказание в виде исправительных работ сроком 10 месяцев, с удержанием в доход государства 10% зара­ботка осужденной.

Ранее должника, ранее судимого за уклонение от уплаты алимен­тов, для последующего привлечения к уголовной ответственности дос­таточно предупредить один раз в Тайшетском, Чунском и Нижнеилим­ском отделах судебных приставов. Теперь география подобного решения вопроса расширена и указанный подход к привлечению по ст. 157 УК РФ применяется в большинстве районов области. Однако до настоящего времени позиция прокуратуры Балаганска основана на неоднократном предупреждении должника об уголовной ответственности.

Имеется практика, когда после повторного предупреждения долж­ника об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ должен пройти пе­

риод от двух недель до двух месяцев, чтобы должник этот период вре­мени использовал для трудоустройства и выплаты алиментов (Черем­ховский, Усть-Кутский, Усть-Илимский, Свердловский район г. Иркут­ска Усольский отделы судебных приставов). Вместе с тем данная пози­ция не совсем объективна, поскольку практика показывает, что после официального направления судебным приставом-исполнителем в Центр занятости населения для трудоустройства должники данных требований не исполняют, одновременно имеют случайные разовые заработки, од­нако средств для погашения задолженности по алиментам не выделяют.

В г. Братске и Братском районе началом периода уклонения долж­ника от уплаты алиментов является дата, следующая за днем увольнения должника с места работы в случае, если из заработной платы должника производили удержания алиментов. При этом должник должен быть предупрежден об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ до даты увольнения. В случае выплаты должником алиментов в добровольном порядке началом периода злостного уклонения считается дата, следую­щая за днем последнего перевода денежных средств взыскателю.

Если должник не имеет постоянного источника дохода, добровольной мате­риальной помощи взыскателю не оказывает, то началом периода злост­ного уклонения является дата предупреждения должника об уголовной ответственности. При условии осуждения должника по ст. 157 УК РФ началом нового периода злостного уклонения считается дата, следую­щая за днем вступления приговора в законную силу. Продолжитель­ность периода уклонения составляет не менее четырех месяцев, при этом должника достаточно предупредить об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ один раз. Аналогичная практика отмечается в Падун- ском отделе судебных приставов г. Братска.

Устанавливая наличие либо отсутствие признаков состава преступ ления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, большинство курирующих про­куроров и мировых судей исходит не только из длительности периода неуплаты алиментов и количества предупреждений об уголовной ответ­ственности за этот период, но и наличия (отсутствия) незначительных разовых выплат, не соответствующих решению суда и получаемому должником доходу, производимых должниками после предупреждения об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. В большинстве случаев позиция надзирающих прокуроров сводится к тому, что в действиях должника состав преступления не усматривается, независимо от разме­ра, сроков выплат и суммы задолженности, и с момента оплаты либо оказания иной материальной помощи признак «злостного уклонения» утрачивает юридическую силу. Таким же образом оцениваются факты дарения ребенку подарков, одежды, ювелирных изделий, предметов бы­та, кратковременного проживания ребенка с должником. В большинстве случаев совершение должником указанных действий расценивается как отсутствие состава преступления, и показания должника о том, что он

единожды покупал ребенку подарок или общался с ним, является осно­ванием для прекращения в отношении подозреваемого (обвиняемого) уголовного преследования, невзирая на решение суда об уплате алимен­тов в виде определенного размера денежного содержания.

Должники, как правило, желая избежать уголовной ответственно­сти, после предупреждения о возможности привлечения к ответственно­сти по ст. 157 УК РФ, оплачивают в счет погашения алиментов 100-200 рублей либо приобретают для ребенка какую-либо вещь, что ранее прак­тически повсеместно расценивалось как раскаяние должника и утрата признака «злостности». В настоящее время такие факты являются еди­ничными и вопросы возбуждения подобных уголовных дел решаются в результате доведения до прокуроров практики Иркутской области и от­дельных регионов России.

Так, ранее прокурором Падунского района г. Братска в ходе рабо­чей встречи с представителями Управления было высказано мнение о том, что «сумма выплат, произведенных должником после внесения должнику предупреждения об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов, в законе не оговарива­ется. В связи с чем необходимо после каждой выплаты, произведенной должником, независимо от ее размера и размера задолженности, вновь предупреждать его об уголовной ответственности», что явно противоре­чило существующей на местах практики и расценивалось как доказа­тельство вины должника. При этом граждане привлечены к уголовной ответственности, признаны виновными и приговоры в отношении них вступили в законную силу.

Следует отметить, что имели место факты, когда в одной и той же ситуации один должник привлекается к уголовной ответственности, а другой избегает ее.

В особенности это касалось частичного погашения должниками достаточно значительных сумм задолженности. Если в Свердловском отделе судебных приставов г. Иркутска позиция курирующего прокуро­ра изначально основывалась на том, что выплаты алиментов должны быть регулярными, то и дела уже в 2012 году возбуждались при погаше­нии например должником суммы долга на 5000 рублей при злостной за­долженности 57 000 рублей (Аксаментова В. В. - назначено наказание в виде исправительных работ на срок 6 месяцев с удержанием в доход го­сударства 5 % заработка). По уголовному делу в отношении Пластини­на А. В., который после предупреждения об уголовной ответственности по ч.1 ст. 157 УК РФ производил периодические выплаты на общую сумму 2 000 рублей при сумме долга более 47 740,57 руб. обвиняемому назначено наказание в виде исправительных работ сроком 6 месяцев с удержанием из заработка в размере 5 % в доход государства.

До 2013-2014 гг. вышеприведенные примеры являлись единичны­ми. В основном, позиция надзирающих прокуроров сводится к тому, что

по такой категории исполнительных производств состав преступления не усматривается независимо от размера, сроков выплат и суммы задол­женности. Так, в пределах г. Иркутска курирующие прокуроры Сверд­ловского, Иркутского, Куйбышевского и Кировского районов расцени­вали незначительные проплаты как способ избежать уголовной ответст­венности и доказательства злостного уклонения, а курирующие проку­роры Ленинского и Октябрьского районов считали, что в действиях должников отсутствует состав преступления.

Уклонение должника от постановки на учет в центр занятости насе­ления при отсутствии постоянной работы всеми структурными подраз­делениями Управления расценивается как доказательство злостного ук­лонения от уплаты алиментов.

В большинстве районов, как и указано в Обзоре, началом периода злостного уклонения от уплаты алиментов считается день, следующий за днем первого предупреждения должника об уголовной ответственно­сти по ст. 157 УК РФ, окончанием - день возбуждения уголовного дела. Однако встречается практика, когда период злостного уклонения от уп­латы алиментов оканчивается датой предъявления обвинения, а в иных случаях (редко) датой регистрации заявления либо рапорта об обнаруже­нии признаков преступления в Книге учета сообщений о преступлениях.

<< | >>
Источник: Практика исполнительного производства. Методология исполнительного права : материалы науч.-практ. конф, студен­тов и молодых ученых о принудительном взыскании алиментов, Иркутск, 25 марта 2016 г. / [отв. ред. В. Г. Нестолий] ; Упр. ФССП России по Иркут, обл. ; Центр методологии судебной и договор­ной работы. - Иркутск: Изд-во ИГУ,2016.- 246 с. - (Труды Управления ФССП России по Иркутской области ; вып. 2).. 2016

Еще по теме ОБ АНАЛИЗЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 157 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ:

  1. Требование законности к форме и содержанию приговора
  2. § 2. Исполнение мер пресечения, избираемых решением суда
  3. Библиографический список
  4. § 2.1. Анализ уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего использование технических средств в стадии предварительного расследования
  5. Предмет преступления отмывания (Tatobjekt)
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  7. 1.2. Формы выражения деятельного раскаяния и их отражение в уголовном законе
- Авторское право РФ - Аграрное право РФ - Адвокатура России - Административное право РФ - Административный процесс РФ - Арбитражный процесс РФ - Банковское право РФ - Вещное право РФ - Гражданский процесс России - Гражданское право РФ - Договорное право РФ - Жилищное право РФ - Земельное право РФ - Избирательное право РФ - Инвестиционное право РФ - Информационное право РФ - Исполнительное производство РФ - История государства и права РФ - Конкурсное право РФ - Конституционное право РФ - Муниципальное право РФ - Оперативно-розыскная деятельность в РФ - Право социального обеспечения РФ - Правоохранительные органы РФ - Предпринимательское право России - Природоресурсное право РФ - Семейное право РФ - Таможенное право России - Теория и история государства и права - Трудовое право РФ - Уголовно-исполнительное право РФ - Уголовное право РФ - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России -