<<
>>

2.2. Гражданское право

В континентальной Европе (прежде всего в Германии) раньше других и наиболее полно сформировалась отрасль гражданского права, считавшаяся там центральной. Стара-ниями европейских юристов, проделавших огромную работу по адаптации римского права к новым историческим условиям, отрасль гражданского права и наука гражданского права на-копили значительный массив традиций в правовой доктрине, правотворчестве и правопри-

242 Там же.

С. 221.

144

менении. К середине XIX в., когда авторитет догматики гражданского права достигает сво-его пика, в Германии возникает направление, поставившее своей целью провести глубокую ревизию реципированной догматики на предмет ее соответствия современным условиям. Речь шла об установлении связи между догмой германского права и жизнью, фактическими общественными отношениями. Во главе данного процесса стоял Р. Иеринг. В России такой фигурой стал С.А. Муромцев – первый из русских юристов, кто, развивая идеи Р. Иеринга, попытался дать социологическую трактовку гражданского и римского права.

Гражданское право, справедливо утверждает русский юрист, стало центром отрасле-вой догматики в первую очередь потому, что в нем господствует политический и экономиче-ский интерес. Цивилисты-традиционалисты предпочитают ограничиваться догматической разработкой права, тогда как необходимо, напротив, выходить за рамки догматики и иссле-довать экономические и политические отношения, быт и нравы народа. Только на этом пути можно создать полноценное гражданское право: «Изучение всех составных элементов граж-данского права в их полноте и взаимодействии должно быть положено в основание граждан-ской политики и составить отрасль юридической науки, посвященную гражданскому праву. Она не будет переложением какой-нибудь другой отдельной науки, например, политической экономии, но совместит в себе результаты всех наук, имеющих то или другое отношение к составным элементам гражданского права»243.

Гражданское право должно стать, по мысли С.А. Муромцева, синтезом догматического, исторического, философского и сравнительного изучения права.

Формально-догматическое, вне связи с жизнью, понимание норм гражданского права, рассуждает юрист, ведет к снижению эффективности правового регулирования, т.е. дефор-мирует главную функцию прикладной юриспруденции. Вместе с тем вопреки официальной правовой доктрине юристы-практики постоянно сверяют догму права с потребностями жиз-ни: «Усовершенствование методов гражданского правоведения совершается по преимущест-ву путем полусознательного приспособления к требованиям времени и к обстоятельст-вам»244. Однако «в интересах дела необходимо, чтобы происходящее скрыто и бессознатель-но, делалось открыто и сознательно, чтобы наука и школа не оставляли практику в этом важ-ном деле без помощи и руководства»245.

В своей критике современного гражданского права С.А. Муромцев обращается к его истоку – римскому праву и механизму его рецепирования в Германии (стране, где рецепция имела наибольшее развитие). «Как известно, – рассуждает он, – римляне оставили нам свое

243 Муромцев С.А. Очерки общей теории гражданского права // Муромцев С.А. Изб. труды по римско-му и гражданскому праву. М., 2004. С. 397. 244 Там же. С. 220. 245 Там же. С. 399.

145

право в форме объемистых сборников, содержащих разрешение многочисленных казусов и изложенных в порядке, малоудобном для изучения. Этот порядок представляет искусствен-ное и случайное, часто неловкое сочетание рамок, имевших историческое значение, с пер-выми пробами догматической классификации. Ему почти совершенно чуждо распределение материала на основании общих понятий и принципов, составляющее характеристическое свойство догматический классификации. Однородные предметы являются в римских сбор-никах разбросанными или разделенными, разнородные же соединяются вместе. Такой харак-тер имела система всех юридических сочинений римлян»246.

Разрушив таким способом идеализированное восприятие римского права, Муромцев далее переходит к вскрытию пороков, изначально присущих механизму рецепирования.

«Для юристов нового времени, – развивает он свою мысль, – доступ к римскому праву был труден и как к продукту чуждого им правосозерцания, которое следовало понять для того, чтобы усвоить. В формальном отношении выполнение этой задачи, выпавшее на долю догматиков, сводилось на то, что, ради успешного ориентирования в области частных правил, требова-лось привести их в правильный порядок, а затем свести их к сравнительно меньшему числу общих принципов, из которых было бы возможно выводить частные положения, как следст-вия. Догматики не рассуждали ни о мотивах, вызвавших римские определения, ни о совре-менном значении их. Принимая рецепцию римского права в его целом за совершившийся факт, они были озабочены тем, чтобы уложить юстинианову компиляцию в известное число глав и параграфов книги, игравшей одновременно роли учебника и полуофициального разъ-яснения закона. Дело исследователя сводилось к правильной в логическом отношении груп-пировке римских постановлений, а вместе с тем к отвлечению общих понятий, их логиче-скому анализу и сопоставлению»247.

Следствием такого подхода к рецепированию римского права, по Муромцеву, стала внутренняя противоречивость гражданского права Германии. С одной стороны, ломка фео-дальных отношений и переход к капитализму требовали создания нового догматического ап-парата, способного обеспечить эффективность правового регулирования в изменившихся ис-торических условиях. С другой – многовековая традиция, сложившаяся в процессе адапта-ции римского права, ориентировала юристов к античной и средневековой архаике. Иначе го-воря, архаичная форма гражданского права входила в противоречие с хозяйственной жизнью Германии XIX в. Конструкции римских юристов, отточенные глоссаторами и постглоссато-рами, переставали работать. Стремление выдерживать классическую традицию римского права постоянно натыкалось на неспособность старых конструкций регулировать новые об-

246 Там же. С. 222, 223. 247 Там же. С. 232.

146

щественные отношения. Сама жизнь, делает вывод Муромцев, поставила под сомнение не-пререкаемость догматического подхода к гражданскому праву, последнее требовало также и социологического осмысления248.

<< | >>
Источник: ЖУКОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В РОССИИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX в. (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва –2015. 2015

Скачать оригинал источника

Еще по теме 2.2. Гражданское право:

  1. Глава I. Интересы собственников как объекты институционализации в науке гражданского права
  2. § 2. Право собственности в институциональной системе интересов субъектов гражданского права
  3. Глава II. Понятие, принципы и механизм институционализации интересов собственников в гражданском праве
  4. 2.2. Гражданское право
  5. § I. К истории становления института несостоятельности (банкротства) в российском гражданском праве
  6. 2.1 Особенности семейного права как правового образования и проблема определения его места в гражданском праве
  7. 2.2 Предмет регулирования в семейном праве – подотрасли гражданского права
  8. 2.3.2 Метод семейного права в качестве подотраслевого метода гражданского права
  9. 19. Защита гражданских прав: понятие, предмет и форма защиты
  10. 22. Источники гражданского права. Их классификация.
  11. 25. Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав
  12. 27. Метод гражданского права, его основные признаки
  13. 39. Объекты гражданских прав