<<
>>

1.3.2. Философия права

Философия права – также одна из старейших дисциплин, прочно вошедшая в систему юридического образования и науки. Философия права как самостоятельная отрасль знания формируется в XVII – XVIII вв.

в рамках естественно-правовой школы. Благодаря учениям Г. Гроция, Т. Гоббса, С. Пуфендорфа, Х. Вольфа, И. Канта идеи естественного права не толь-ко конституируют философию права, но пронизывают всю юриспруденцию. Предметом данной исторической формы философии права было естественное право, некое врожденное представление о праве, противопоставляемое праву позитивному. «Теории XVII в., – отмеча-ет Н.М. Коркунов, – еще не отличают нравственности от права, по крайней мере, от права естественного. Поэтому в них противоположение естественного и положительного права не является еще в своем чистом виде. Оно смешивается с неясно сознаваемым различием нрава и нравственности. Но уже в самом начале XVIII столетия Хр. Томазий (1655-1728) первый определенным образом не только различает, но и противополагает право и нравственность, придав таким образом теории естественного права более определенный и строгий харак-

202 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С. 60, 61.

129

тер»203. «Но основные положения, – продолжает автор, – из которых они исходили при этом, не были априорными, не были врожденными понятиями. Основа этих теорий была эмпири-ческая. Вполне априорный характер теории естественного права старался дать Кант», кото-рый выводил «все положения естественного права из априорного, по его мнению, безуслов-ного веления нашего разума: действуй так, чтобы твоя свобода совмещалась с свободою всех и каждого»204.

С начала XIX в. философия права вступает в новую фазу своего развития: в немецкой философии, пишет Н.М. Коркунов, происходит поворот от абстрактного рационализма к конкретной действительности, в том числе к позитивному праву. Сначала Шеллинг, затем Гегель, Краузе и Гербарт ставят себе задачу «понять положительное право в его историче-ских формах, выяснить его основы.

Если философия права и сохраняет еще иногда, по ста-рой памяти, название ―естественного права‖, она уже не дает систему велений пресловутого естественного права, а философски объясняет положительное право»205.

В России была примерно такая же картина: во второй половине XVIII – первой трети XIX в. философия права существовала в форме естественного права (В. Дильтей, Ф.-Г. Баузе, К.-Г. Лангер, А.П. Куницын), в 30 – 40-е гг. – уже в форме гегельянства (П.Г. Редкин, Б.Н. Чичерин). В XIX – начале XX в. в России (как и в Германии), философию права разрабаты-вали прежде всего и в основном юристы, хотя сама дисциплина и не была предусмотрена университетскими уставами. Как верно замечает Е.Н. Мощелков, в российских университе-тах философия права как отдельный и самостоятельный курс вообще не преподавалась, «Ус-тавами 1863 и 1884 годов предписывалось чтение курсов истории философии права»206. «Под философией права в университетском образовании России XIX века подразумевались не специальная кафедра или учебный курс, а совокупность проблем и тем, которые читались на кафедрах и в курсах с другими названиями»207. Например, на юридическом факультете Ка-занского университета проблематика философии прав излагалась в курсах «Естественное право» (1805 – 1829 учебные года), «Энциклопедия права, государственные учреждения и права состояний» (1847 – 1863), «Энциклопедия и история философии права» (1863 – 1903)208.

Академическая философия права в России второй половины XIX – начала XX в. до-вольно четко разбивается на два основные направления: метафизическое (существовало в форме гегельянства (П.Г. Редкин, Б.Н. Чичерин), кантианства (П.И. Новгородцев, Е.Н. Тру-

203 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 39. 204 Там же. 205 Там же. С. 41. 206 Мощелков Е.Н. Указ. соч. С. 82. 207 Там же. С. 83. 208 См.: там же.

130

бецкой), феноменологии (Н.Н. Алексеев) и религиозной метафизики (И.А. Ильин)) и позити-вистское (Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и др.).

Позитивисты, следуя идеям О.

Конта, определяют философию как синтез всех наук. Философия рассматривается ими как метод систематизации и теоретического обобщения данных специальных наук, что делает ее «венцом и основой всех наук». В этом случае, по Г.Ф. Шершеневичу, «науки начинают свою работу только на фундаменте, воздвигнутом фи-лософией, и только философия подводит здание под крышу»209. Если философия, полагает он, призвана выполнять свою интегрирующую роль в отношении всего человеческого зна-ния, то философия права должна играть такую же роль применительно к юриспруденции. В этой связи перед философией права стоят три задачи: теоретическая, практическая и истори-ческая. В теоретическом плане философия права должна выработать универсальные, единые для всех отраслевых юридических наук понятия. Изучать следует только позитивное, суще-ствующее в жизни право (никак не идеальное) и исключительно с формальной стороны. Рас-смотрение права с материальной, содержательной стороны приведет к стиранию граней ме-жду институтами и отраслями. Решение практической задачи требует установления целей для отраслевых наук, указывает направление, в котором следует изменять нормы позитивно-го права. И, наконец, исторический аспект философии права предполагает научное исследо-вание истории права. Названные задачи предопределяют состав философии права: 1) общая теория права; 2) история философии права; 3) политика права210.

Шершеневича и Коркунова объединяет позитивистское понимание философии, но в философии права первый ближе к формальному догматизму (т.е. в конечном счете к юриди-ческому позитивизму), а второй – к социологизму (социологическому позитивизму). Кроме того, если Шершеневич оставляет за философией права особый статус некоей юридической сверхнауки, то для Коркунова философия права, освобожденная от метафизики и вставшая на почву науки, с необходимостью перерастает в общую теорию права211. В последнем слу-чае философия права, понятно, исчезает. В среде догматической юриспруденции философия права воспринималась, как правило, в качестве дисциплины с сомнительным научным стату-сом, поскольку зачастую опиралась не на позитивную науку (понимаемую в духе О.

Конта), а на идеалистическую философию. «Вопрос о самостоятельности философии права, – реши-тельно заявляет видный русский цивилист С.В. Пахман, – в отличие от истории права, пред-ставляется еще и поныне открытым»212.

Для метафизиков права философия – тоже наука, но понятая в духе западноевропей-

209 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С. 11. 210 См.: там же. С. 15 - 24. 211 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 44, 46. 212 Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882. С. 7.

131

ского рационализма XVII – XVIII вв. Данную позицию как всегда четко формулирует Б.Н. Чичерин: законодатель «не может черпать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иные, высшие соображения. Он не может довольствоваться и указаниями жизненной практики, ибо по-следняя представляет значительное разнообразие элементов, интересов и требований, кото-рые приходят в столкновения друг с другом и между которыми надобно разобраться. Чтобы определить их относительную силу и достоинство, надобно иметь общие весы и мерило, т.е. руководящие начала, а их может дать только философия. Нельзя разумным образом устано-вить права и обязанности лиц, не зная, что такое право, где его источник и какие из него вы-текают требования. Это начало тесно связано с самою человеческою личностью»213. А «че-ловек по природе своей есть метафизическое существо; метафизические начала руководят его действиями; они входят как основной элемент во все общественные отношения»214. От-вергнуть метафизику, по Б.Н. Чичерину, означает расшатать все теоретические основания общества, с другой стороны – базирующиеся на ней исследования есть строгая наука: «По-знание общественных явлений возможно только при свете выражающихся в них рациональ-ных начал, а с другой стороны, самые эти явления служат проверкою начал, ибо здесь по-следние из теоретической области нисходят в практическую сферу и сталкиваются с жизнен-ными условиями и интересами»215. В отличие от позитивистов, которые сомневались в самостоятельном статусе филосо-фии права, идеалисты всегда исходили из ее особого положения в составе юриспруденции. Философия права, с их точки зрения, становилась ядром фундаментальной юридической науки с самостоятельным статусом в силу того факта, что только она могла разрешать ко-ренные, мировоззренческие вопросы бытия права и государства.

<< | >>
Источник: ЖУКОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В РОССИИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX в. (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва –2015. 2015

Скачать оригинал источника

Еще по теме 1.3.2. Философия права:

  1. Евгений Викторович Булыгин. Избранные работы по теории и философии права. Пер. с английско­го, немецкого, испанского / под науч. ред. М.В. Антонова, Е.Н. Лисанюк, С.И. Максимова. — СПб.,2016.-476 с., 2016
  2. Мое видение рациональности права
  3. Кант и современная философия права
  4. Основана ли философия права (ее часть) на ошибке?
  5. Логика и право
  6. Фон Вригт о деонтической логике и философии права
  7. Границы логики и аргументация в праве
  8. Антиномия в чистом учении о праве Кельзена
  9. Кельзен о полноте и непротиворечивости права
  10. На что способна логика в праве: не на все, но на многое. Ответ Сьюзан Хаак