<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Распределение в обществе вещей и материальных благ регулируется юри­дическими нормами и правовыми обычаями, обусловленными особенностями государственно-правового развития и содержанием согласованных властных ре­шений о распределении национальных ресурсов.

Цели, которые ставит перед со­бой государство в сфере распределения земель и урегулирования отношений частного землевладения, определяют основные направления развития националь­ного земельного законодательства.

В рамках всеобщей системы обмена и распределения земельно­распределительные отношения представляют собой конкретную систему, распо­лагающую своеобразной совокупностью критериев и оригинальным построением. Земельно-распределительные общественные отношения есть результат осуществ­ления социально-значимой деятельности в сфере распределения и последующего перераспределения участков земли, порождающий социальные связи, зависимо­сти и разграничения между субъектами для удовлетворения публичных и частных интересов, связанных с извлечением из земли конкретных благ. При этом дея­тельность субъектов данных отношений носит организованный характер, подле­жит оценке на основании определенных критериев и подчиняется нормативно урегулированной процедуре.

Правовое регулирование данных отношений осуществляется не целена­правленным воздействием, а посредством моделирования и придания им устой­чивой правовой формы, обеспеченной охраной публичной, в том числе государ­ственной власти. Соответственно, земельно-распределительные правоотношения являются формальной стороной содержания земельно-распределительных отно­шений и представляют собой установленную реализуемой нормой права форму взаимоотношений субъектов права по поводу распределения и дальнейшего пере­распределения земельных ресурсов. Указанные правоотношения есть правовая форма возникновения земельного участка как объекта правового регулирования и

прав субъектов землепользования на него, а также последующего перераспреде­ления этих прав.

Осуществление земельно-распределительных правоотношений имеет важ­ные социальные последствия, выражающиеся не только в изменении формы сель­скохозяйственного землепользования, но и подходов к реализации конкретных производственных интересов в обществе. Поэтому реконструкция опыта отече­ственного правового регулирования земельно-распределительных отношений необходима для выявления устойчивых взаимосвязей земельно­распределительных отношений с социально-экономическими и политическими преобразованиями Российского государства и формирования правовых подходов к распределению земли, соответствующих принципу социальной справедливости.

История правового регулирования земельно-распределительных отношений в Российском государстве в исследовании реконструирована и проанализирована в рамках пяти последовательно сменяющихся периодов, подразделенных в свою очередь на этапы. В качестве основного критерия периодизации выбрано измене­ние механизма правового регулирования, обусловленное трансформацией целей, способов и средств правового воздействия на земельно-распределительные отно­шения.

В период становления системы правового регулирования земельно­распределительных отношений, завершившийся к началу XVIII в., формируются механизмы юридического оформления принципа неделимости территории госу­дарства и верховенства прав государства (в лице династии Романовых) на земель­ный фонд и его последующего распределения частным лицам на поместном (условном) праве. Данный период отличается закреплением за государственными землями условий и обязательств: тягла - для крестьян, службы - при пожалова­нии поместья (привилегированность службы изменяла правовое положение зем­ли), установлением нормы поместного оклада, закреплением в нормативных актах процедур перехода прав и ввода во владение землей, а также пресечением сво­бодного отчуждения частными лицами участков земли в нарушение верховных прав государства на земельный фонд; установлением сословного подхода к опре-

делению круга субъектов земельно-распределительных отношений и ограничение их численности.

Специфика первого периода состояла и в том, что порядок регулирования земельно-распределительных отношений складывался вне зависимости от офици­альных актов и распоряжений. Стремлению государства урегулировать земельно­распределительные отношения в направлении их унификации, упрощения и со­здания подконтрольной государству системы сбора налогов противостоит спо­собность крестьянских общин тормозить и даже ниспровергать навязанные свер­ху модели земельного распределения.

На протяжении столетий община остается основным субъектом права зе­мельной разверстки и обладает качеством приспособления к изменениям спосо­бов и методов государственно-правового регулирования распределения земель­ных наделов. Это обеспечивалось за счёт опоры общины на обычно-правовые ин­ституты - устойчивые формы общежития, формируемые естественным ходом крестьянской жизни.

Обычное-правовое регулирование в крестьянских общинах основано не на экономической ценности земли, а на социально-политической значимости об­щинной формы землевладения. Многовековое действие обычно-правового меха­низма распределения сельскохозяйственных земель и его сосуществование и вли­яние на механизм государственно-правового регулирования считаем исторически сформировавшейся особенностью правового регулирования земель­но-распределительных отношений в дореволюционной России.

Непосредственно начало периода законодательного регулирования земель­но-распределительных отношений в России связано с принятием указа от 23 мар­та 1714 г. о единонаследии. Несмотря на то, что данный указ действовал менее двух десятилетий, он закрепил основные принципы и подходы государства к сфе­ре распределения сельскохозяйственных земель более чем на сто лет. В частно­сти, земля приобретает статус недвижимости и становится объектом законода­тельного регулирования, правовое положение земли трансформируется от объекта исключительной государственной монополии, основанной на праве государства

на территорию, до объекта права частной собственности при сохранении государ­ственного контроля над частным оборотом земельных участков и законодатель­ного закрепления верховных прав государства распоряжения землей.

Вплоть до конца XVIII в. распределение земли основывалось на принципах обязательного несения службы или иных обязательств перед государством и уравнительного распределения земельных наделов соразмерно лежащим на них повинностях; неотчуждаемости земельного надела крестьян; правовой охраны от малоземелья и индивидуальных захватов земельных участков.

Основная тенденция данного периода правового регулирования земельно­распределительных отношений к обособлению участка земли в качестве объекта правовых интересов, закреплению прав частных землевладельцев и ограничению права собственности на землю отдельных лиц и их коллективов нашла выражение в Своде законов Российской империи 1832 г. Подтверждением ограниченного ха­рактера права частной собственности на землю в Своде законов считаем круп­нейшую экспроприацию частновладельческих земель в дореволюционной исто­рии Российского государства, состоявшуюся в ходе Крестьянской реформы 1861 г. для наделения пашенными землями крестьян.

В период реализации буржуазных подходов к перераспределению помещи­чьих и крестьянских земель в условиях аграрных преобразований второй полови­ны XIX - начала XX в. в нормативно-правовых актах были закреплены юридиче­ские возможности сельских обывателей быть участниками правоотношений по разделу земель внутри сельских обществ, предельные нормы наделения крестьян землёй и правовые формы поземельного устройства сельских обывателей. При этом правовое регулирование государством земельно-распределительных отно­шений имело противоречивый характер. С одной стороны, вмешательство госу­дарства в земельно-распределительные отношения общины привело к трансфор­мации устоявшихся механизмов обычно-правового раздела земли. С другой сто­роны, законы закрепляли патриархальные основы общинного землеустройства, властные позиции сельского схода и ограничивали волеизъявление индивидуаль­ных землепользователей.

Законодательство усугубляет конфликт интересов сельскохозяйственных производителей, закрепляя множественность правовых форм землепользования (общинное, помещичье, подворное, хуторское, отрубное).

Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в России сохранялось разнообразие местных правовых обыча­ев в сфере распределения сельскохозяйственной земли, что затрудняло процесс аграрного реформирования и систематизацию земельного права.

В советском законодательстве земля приобрела статус всеобщего средства производства, основанного на обязательном трудовом участии в обработке земли и полностью изъятого из товарного оборота. Формальное наделение субъектов правами пользования землей осуществлялось на безвозмездной основе. Однако в действительности земля предоставлялась как средство производства необходимое для выполнения обязательств перед государством.

Собственником земли по-прежнему остается государство, передающее ее по принципу социалистического распределения с целью переустройства сельско­го хозяйства в единый административный механизм. Использование земли совет­скими гражданами допускалось только на праве пользования. Соответственно, во всех советских земельно-распределительных правоотношениях одним из участ­ников выступало государство в лице соответствующих органов власти.

Именно в советской модели земельно-распределительных правоотношений была заложена двойственная роль государства как субъекта данных правоотно­шений. С одной стороны, государство выступало как публичный субъект, опреде­ляющий нормативный порядок распределения и условия возникновения прав на землю и осуществлявший контроль и надзор за деятельностью землепользовате­лей. С другой стороны, государство-собственник осуществляло непосредственное пользование землей через свои предприятия, учреждения и организации. В дан­ном случае речь идет о марксистском определении собственности как присвое­нии, включающем отношения субъекта к средствам производства как к своим, то есть распределение средств производства и присвоение продуктов труда.

В целом правовое регулирование советским государством земельно­распределительных отношений ориентировано на удовлетворение публичных ин­

тересов. Распределение земельного фонда имело целевой характер.

Субъекты наделялись правом на земельный участок для строго определенных целей и в раз­мере, установленном в законодательстве. Преимущественное право на участок сельскохозяйственной земли имели коллективы лиц. Индивидуальный землеполь­зователь мог получить права пользования земельным участком лишь для удовле­творения потребительских интересов. Колхозы и совхозы являлись субъектами земельно-распределительных правоотношений только в отношении земель сель­скохозяйственного назначения. Право пользования возникало с момента отвода (наделения) земельного участка в натуре и выдачи документа установленного в законе образца. Способами осуществления земельно-распределительных право­отношений являлись отвод и изъятие.

Полагаем, что до конца 20-х г. ХХ в. правовое регулирование царского и советского правительства распределения сельскохозяйственного земельного фон­да имеет больше общего, чем отличного. Это относится и к упорядочению рас­пределения земли сверху с широким использованием методов принуждения и за­претов, и к предпочтению распределять земли между коллективами землепользо­вателей без учета индивидуальных различий и иных особенностей.

С начала 30-х г. ХХ в. юридическое упрощение и стандартизация порядка наделения правами землепользования сельскохозяйственных производителей препятствовала развитию земельно-распределительных отношений. Содержание правового регулирования рассматриваемых отношений составляли законодатель­ные нормы, запрещавшие право частной собственности на землю, права крестьян на распределение земли и присвоение ее продукции, свободу договорной формы возникновения прав на земельные участки, а также исключающие понятие инди­видуального товарного земельного хозяйства с определенным земельным участ­ком.

Централизация распределения земли и правовая модернизация, нацеленная на создание неделимого общенационального государственного сельскохозяй­ственного земельного фонда, на практике привели к двойственности земель­но-распределительных отношений, противоречию между идеальной юридической

моделью земельно-распределительных отношений и реальным земельным поряд­ком.

В целом, проведенное исследование позволяет выделить следующие истори­ческие особенности правового регулирования земельно-распределительных отно­шений в Российском государстве в начале XVIII - 80-х гг. XX вв.:

- закрепление верховного права государства на распоряжение земельным фондом в целом и сельхозугодьями в частности;

- отсутствие юридического равенства субъектов земель­

но-распределительных правоотношений и осуществление правового регулирования земельно-распределительных отношений в тесной связи с фискальными интереса­ми государства;

- доминирование разрешительного типа правового регулирования, осно­ванного на системе обязанностей и запретов при распределении сельскохозяй­ственных земель. В основе этого порядка стоит требование использования, со­блюдения целевого назначения земельного участка, выполнения землепользова­телем всех государственных повинностей;

- юридическое оформление сложившихся принципов распределения сель­скохозяйственных земель, а именно: принцип социальной справедливости, выра­жающийся в том числе в равномерном распределении земли и предотвращении ее скопления у отдельных частных лиц; принцип приоритета публичных интересов над частными; принцип обязательной обработки предоставляемого земельного участка; принцип неотчуждаемости крестьянского земельного надела; принцип соразмерности предоставляемого земельного участка выполняемым землепользо­вателем обязательствам;

- унификация как общее направление правового регулирования земель­но-распределительных отношений в рассматриваемый период развития Россий­ского государства, выражающаяся в отсутствии учета особенностей конкретных хозяйств с собственной комбинацией почв, климата, социаль­но-административной структурой, профессиональной культурой работников, сложившимися социальными связями и политико-правовой культурой общения;

- двойственная роль государства как субъекта земельно-распределительных правоотношений. Государство выступает и в качестве властного гаранта обеспе­чения территориальной целостности и национального суверенитета, и в роли соб­ственника земли, распоряжающегося ею в своем хозяйственном интересе;

- своеобразное юридическое оформление понятия недвижимости, охваты­вающее не только земельные участки, но и объекты на них возведенные, сложи­лось в первой трети XVIII в. и сохраняется в современном российском законода­тельстве;

- объектом земельно-распределительных правоотношений выступает не зе­мельный участок, а право выполнять производственные операции на участке зем­ли. Права землепользователя ограничены обязанностью осуществлять определен­ные действия на данном участке и отсутствием запрета (в абсолютном выраже­нии) на использование данного участка другими землепользователями;

- государство как собственник земельного фонда возлагало на землепользо­вателей не только обязанности по выполнению повинностей и налоговых обяза­тельств, но и бремя содержания государственного имущества в надлежащем со­стоянии;

- слабое развитие в России права частной собственности на земельные участки и вещных прав, обусловленное отсутствием в законодательстве норм о неприкосновенности права собственности лица на земельный участок (в отличие от законодательства других стран) и незавершённостью формального определе­ния порядка индивидуализации земельных участков как объекта гражданского оборота;

- существование юридического и фактического порядка регулирования зе­мельно-распределительных отношений в России, который сложился вне зависи­мости от официальных актов и распоряжений. Многие правила, уставы, положе­ния, декреты и иные нормативные акты о семейных разделах, общинных раз­вёрстках и прочих разделах земельных участков являются своеобразными памят­никами несостоявшихся реформ, предназначенных для народа, но прошедших мимо него.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что развитие правового регулирова­ния в сфере распределения земельных участков сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должно осуществляться в следующих направлениях:

- юридическое обеспечение деятельности по учету общественных интере­сов в законотворчестве для проведения сбалансированной земельной политики, нацеленной на равномерное распределение земельных ресурсов между социаль­ными группами, основанное на принципе социальной справедливости;

- предотвращение утраты и игнорирования качеств природного объекта земли как товара в условиях рыночной экономики;

- разработка и законодательное закрепление процедур по перераспределе­нию (переоформлению) земельных участков из государственной собственности лицам, которые приобрели право собственности на земельные участки для обес­печения гарантий права частной собственности и стабильности прав конкретного землевладельца;

- использование в качестве основания приобретения прав на земельный участок соответствующего интереса землепользователей. Поэтому закрепленные в законодательстве меры принуждения к приобретению права собственности сле­дует заменить процедурами заключения соответствующих договоров;

- ограничение государственно-правового регулирования земель­но-распределительных отношений правовой формализацией системы прав на зе­мельные участки, установлением императивных норм о территориальных ограни­чениях частного землевладения, а также обеспечением легитимности и безопас­ности распределения земельных ресурсов, сбалансированным регулированием частных и публичных правовых интересов в отношении земель сельскохозяй­ственного назначения.

<< | >>
Источник: ПЕТРОВСКАЯ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО­РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ (начало XVIII века - 80-е годы ХХ века): ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону - 2019. 2019

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Заключение
  2. Форма договора о суррогатном материнстве, его участники и порядок заключения
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. 73. Порядок заключения договора поставки. Урегулирование разногласий при заключении поставки. Периоды и порядок поставки товаров. Исчисление убытков при расторжении договора.
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. Заключение
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. Консультативные заключения Межамериканского суда по правам человека
- Авторское право РФ - Аграрное право РФ - Адвокатура России - Административное право РФ - Административный процесс РФ - Арбитражный процесс РФ - Банковское право РФ - Вещное право РФ - Гражданский процесс России - Гражданское право РФ - Договорное право РФ - Жилищное право РФ - Земельное право РФ - Избирательное право РФ - Инвестиционное право РФ - Информационное право РФ - Исполнительное производство РФ - История государства и права РФ - Конкурсное право РФ - Конституционное право РФ - Муниципальное право РФ - Оперативно-розыскная деятельность в РФ - Право социального обеспечения РФ - Правоохранительные органы РФ - Предпринимательское право России - Природоресурсное право РФ - Семейное право РФ - Таможенное право России - Теория и история государства и права - Трудовое право РФ - Уголовно-исполнительное право РФ - Уголовное право РФ - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России -