1.2. Системные свойства права
Теперь мы можем перейти к исследованию свойств системы права, имея в виду, что каждая система может быть организована по-разному, в том числе удачно и неудачно. От этого зависит как её эффективность, так и жизнеспособность.
Задачи нашего исследования будут считаться решёнными, если мы при этом сможем определить пути совершенствования этой системы. То есть определить, какими характеристиками должна обладать система права, чтобы в ней имелся «режим наибольшего благоприятствования» для решения поставленных перед ней задач. Для начала следовало бы попытаться вычленить главное в системных представлениях отечественной теории права.Сделать это трудно, т.к. обнаружить что-нибудь устоявшееся, общепризнанное в исследованиях системы права, использующих методологию системного подхода, нам не удалось. Большинство современных правоведов полагают, что система права как совокупность правовых норм, существует объективно, независимо от познающего его субъекта[92]. Впрочем, нередки утверждения и другого рода, что систему права выделяют лишь для удобства исследования[93], она ничего более, чем научная абстракция[94].
С последними представлениями согласуются сомнения в динамическом характере этого явления: «... государство и право, взятые сами по себе, вряд ли являются системами в кибернетическом смысле, т.е. сложными динамическими системами. Таковыми они становятся ... только в единстве с теми общественными отношениями (поведением людей), на которые они воздействуют (регулируют, управляют)»[95]. (Здесь выявляется и разница в понимании понятия «динамический». Этимология этого слова диктует понимание его как способность к движению, изменению. Это свойство системы права совершенно очевидно: постоянно вводятся новые нормы, отменяются старые, растет (или просто изменяется) их количество и т.д.
Одно это обстоятельство вроде бы дает возможность систему права считать динамической. Что и происходит в теории права. Однако в системологии динамической называют систему, в которой изменения обусловлены не только внешними причинами (взаимодействие со средой, под воздействием субъекта управления и т.д.), но и процессами, происходящими в силу свойств самой системы, в том числе заложенных при ее создании, особенностей ее структуры. Большинство исследователей, именуя систему права динамической, имеют в виду только первые причины[96], те же, кто действительно использует системный подход, оценивают динамические характеристики системы права из совокупности причин как внешнего, так и внутреннего характера).Многие исследователи по-прежнему полагают, что системы права и законодательства – явления однопорядковые и различаются между собой как форма и содержание[97]. Отождествление доходит до того, что даже подчеркивая разницу между ними, в конечном счете без всяких объяснений их сводят в одно понятие – систему права и законодательство[98].
Достаточно распространено мнение, что системой в собственном, современном значении этого слова является только правовая система, что системный анализ применим только к этому понятию, системы же (или система) права и законодательства - это всего лишь “структурная дифференциация правовых норм”[99]. Л.Б.Тиунова, известная своими исследованиями, использующими системный подход в правовой действительности, утверждает, что «…выявив в праве признаки гомогенной открытой абстрактно-концептуальной моносистемы, правильней говорить не о ее наличии, а об общей генеральной тенденции развития норм к ее системообразованию»[100]. Способность к саморегуляции у позитивного права она отрицает[101], а имеющиеся «…системные связи правовой действительности высвечивают лишь широкий подход к праву, ибо объективное право, или нормативный правовой массив, составляет лишь компонент, включенный в целостную правовую систему»[102].
Впрочем, есть исследователи, которые декларируют начала самоуправления, самоорганизации и саморегуляции в правовой сфере[103]. Отсюда признание за системой права ее целостного, органического характера[104]
и, как следствие, необходимости системного подхода в праве[105].
Сама система права характеризуется то как открытая, согласованная, формализованная[106], то как логическая, формализованная, аксиоматическая и противоречивая[107], то как «…нормативная, непротиворечивая, согласованная, …содержательная … с определенными элементами формализма и специфическими связями норм, часть которых составляют и связи логические»[108]. При этом «она не может рассматриваться в качестве аксиоматической, дедуктивной и формализованной»[109].
Такой широкий разброс мнений, на наш взгляд, делает бесплодными попытки анализа основательности аргументов различных авторов pro et contra и предопределяет необходимость рассмотрения вопроса о системных свойствах права ab ovo, с исходных позиций.
Еще по теме 1.2. Системные свойства права:
- § 1. Место и роль норм юридической ответственности в системе права
- Границы права в определениях юридической социологии
- § 1. Теоретическая модель взаимосвязи права и правового отношения в механизме правового регулирования
- §2. Становление социологии права
- §3. Кантианство и неокантианство в социологии права
- 2.1 Особенности семейного права как правового образования и проблема определения его места в гражданском праве
- § 2. Система уголовного права ФРГ и дополнительное уголовное право («NcbcnstrafrcclU») как ее структурный элемент
- Содержание коммуникативной формы осуществления функций права
- Применение системного подхода в исследовании правоохранительной системы России
- 2. Категории метода в системе права
- § 2. Факторы и критерии социальной эффективности права
- § 1.2. Качество закона: понятие и характерные свойства
- Содержание:
- Введение
- 1.1. Понятие «системы» в теории права: прошлое и настоящее
- 1.2. Системные свойства права
- 1.2.1. Право как система
- 1.2.3. Характер взаимоотношений системы права со средой