Заключение
В настоящее время, с учетом мобильности физических лиц, всеобщей информатизации у практиков и научных деятелей в области семейного права возникает вопрос о возможности создать семейное право, отличающееся повышенном уровнем культуры.
В своих попытках гармонизации частного семейного права европейский законодатель лидирует в выборе выбора. Сторонам в различных областях права все чаще предоставляется возможность самим решать, какой закон будет регулировать их дела. Однако выбор в семейных вопросах не является неограниченным, он должен иметь связь с ситуацией отдельных лиц или их отношениями.
Полагаем, что, несмотря на постоянно меняющиеся взгляды общества на институт семьи и ее формы, фундаментальные основы ее нормативноправового регулирования остаются незыблемыми. Многие правовые понятия, такие как брак сродни таинству, нерасторжимость брака или исключение внебрачных детей из членов семьи, были разработаны в течение длительного времени каноническим правом. С изменениями менталитета общества, идеологического плюрализма все труднее применять данные понятия, но они сохраняются.
К тому же очевидно, что если ряд реформ семейного законодательства, проведенных в одной стране, приживаются в обществе, то рано или поздно и другие государства пойдут на такие реформы. Так, например, уже в 1920 году в СССР закрепляется право на расторжение брака. Россия стала страной-пионером внесудебного порядка прекращения брака при жизни супругов. Южные страны Европы потратили почти целое столетие, чтобы достигнуть такого уровня. И тем не менее, в 1970 году в Италии разрешали развод, в 2011 году - на Мальте. Очевидно этой же позиции придерживаются и ученые юристы стран ЕС. В последние несколько лет семейное право все
чаще становится предметом сравнительно-правового исследования, права, а также гармонизации.
Накопленный опыт сотрудничества ЕС и РФ по трансграничным семейным спорам свидетельствует, что ряд семейно-правовых ценностей и разработанные механизмы могут быть более эффективно реализованы на благо граждан и общества, если там будет больше:
- понимания и взаимного доверия между практикующими юристами в разных странах;
- знания законодательства стран и разработанных правовых инструментов сотрудничества;
- последовательного понимания семейно-правовых ценностей (необходимого для обеспечения правильного и единообразного применения в национальных случаях).
Абсолютная унификация и даже гармонизация, на наш взгляд, будут проблематичной или даже нежелательной. Семейно-правовые нормы права, безусловно, является составной частью нашей культуры, настолько, что некоторые даже утверждают, что их нужно защищать так же, как мы защищаем наши памятники и нашу природу.
Часть ученых считают, унификация и гармонизация норм семейного права приведет к потере такового важного аспекта как национальная семейная культура и традиции.
Однако не нужно забывать, что право, хотя и встроенное в нашу культуру, является в первую очередь инструментом регулирования человеческих отношений, а не является самоцелью. По словам французского адвоката Демолога: «Le droit n'est pas fait pour soi-meme, mais pour le besoin de l'homme». Право, строящееся исключительно на символах культуры и традиций, независимо от обстоятельств, неизбежно приведет к интеллектуальной жесткости и изолирует нас.
История показывает, что национальные семейно-правовые ценности трансформируются под влиянием социальных, экономических причин. Так в
Европе и иных зарубежных странах отмечают Россию как пионера в области признания равенства семейных прав мужчин и женщин, отказа от категории внебрачных детей, свободы расторжения брака в упрощенном порядке при согласии обоих супругов. В настоящее время практически все страны переняли этот опыт, хотя и не сразу (на Мальте право на развод было предоставлено только в 2011 году).
Россия приняла и закрепила такую европейскую форму разрешения споров как медиация, распространив ее на семейные споры.
По словам Оливьеры: «Национальные традиции меняют себя изнутри, меняя в дальнейшем право».
Однако, несомненно члены общества должны понимать и знать те ценности семьи, которые получили воплощение в социальном договоре большинства лиц в государстве и в нормативных актах.
К сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт что лица, вступая в трансграничные семейные союзы, нередко не задумываются о правовых последствиях, полагая, что их «гражданство - панацея от всех бед».
При этом у таких лиц низкая информированность:
- о национальных правовых семейных ценностях;
- о национальных ценностях стран, гражданином которых является партнер или бенифициар (чаще всего это ребенок);
- о трансграничных семейных ценностях, введенных в национальную систему права посредством международных договоров и Конвенций;
Культурное отношение к семейно-правовым традициям других стран не означает, что мы отказываемся от нашей идентичность. Европейский суд по правам человека послужил катализатором гармонизации посредством своих решений и судебных решений, которые дали приблизительный набросок европейского семейного права. Право на уважение частной и семейной жизни, изложенное в ст. 8 ЕСПЧ имеет большое значение. Так, подавляющим большинством политиков, юристов, научных деятелей и представителей религиозных течений позитивно было встречено решение
ЕСПЧ по делу Назаренко против Российской Федерации (2015 года). Хотя ЕСПЧ пришел к выводу, что внутригосударственные власти не выполнили своего обязательства по обеспечению возможности сохранения семейных связей между заявителем и А. Считаем, что это связано с тем, что в глазах современного общества социальное родство, основанное на сформированных подлинных личных эмоциональных связях, действительно приравнивается к кровному.
Полагаем, что правовая концепция семьи, гораздо более однородна, чем разнообразие социальной реальности.
Необходимо переосмыслить семейное право с точки зрения функций, которые мы хотим, чтобы выполняла семья, учитывая влияние на него социальных традиций и семейных ценностей, но при этом не возводя это влияние в абсолют. В конечном итоге не существует культуры, изолированной от внешних воздействий, с фиксированным содержанием.
В этой связи видится важным исследование особенностей конкретного региона (исторических, национальных, культурных, эколого-климатических и др.); учет их экономических, социальных, психолого-педагогических приоритетов; выявление социокультурных запросов региона и соотнесение их с потенциалом региона.
Весьма важно возрождать приоритет духовности, интегративной метакультуры с учетом культурноисторических, трудовых и семейных традиций. Важность правовой поддержки трансграничных семей и информированности молодежи в поликультурном социуме позволяет вычленить условия, способствующие наиболее эффективному решению данного процесса. По нашему мнению, таковыми могут быть:- соблюдение международных и государственных норм права в обеспечении поддержки и защиты членов трансграничной семьи;
- разработка и внедрение программ правовой, социальной, культурной адаптации молодежи в поликультурном социуме;
- усиление принципов ценностного подхода, поликультурности, культуросообразности в процессе воспитания детей в семье.
Осведомленность лиц о семейно-правовых ценностях иных стран, повышение трансграничной семейно-правовой культуры современной молодёжи будет способствовать снижению агрессии в отношении лиц другой национальности и (или) гражданства, а так же способствовать повышению уровня толерантности молодежной среды.
Необходимо подкрепить меры, предпринимаемые государством на правовом уровне, усилиями со стороны общества, развернув просветительскую деятельность по информированию о семейно-правовых ценностях и путях предотвращения и разрешения правовых конфликтов в трансграничных семьях.
В настоящее время в ЕС выстроена достаточно стабильная система разрешения трансграничных семейных споров с помощью такого правового инструмента, как Регламенты ЕС. И хотя их нельзя признать панацеей, нельзя не отметить их эффективность.
Полагаем, что пространство действия унификации норм семейного права возможно в отношении народов, которые вырабатывают, признают и принимают общие семейно-правовые ценности.
Действительно общие социальные задачи, преследуемые народами во взаимных отношениях, и одинаковые усвоенные ими нравственные и правовые воззрения - это необходимые условия международного юридического порядка.
Еще по теме Заключение:
- Заключение
- Форма договора о суррогатном материнстве, его участники и порядок заключения
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Консультативные заключения Межамериканского суда по правам человека
- Заключение
- Получение заключения уполномоченного органа
- §2. Заключение под стражу и иные меры принуждения на стадии предварительного следствия
- § 3. Заключение эксперта и заключение специалиста: соотношение и роль в судебном доказывании