Понятие и нормативно-правовая база разрешения споров о воспитании детей
Свободное передвижение граждан в пределах Европы поощряет создание «международных» семьей, где родители разного гражданства или живут в стране, гражданами которой они не являются.
Возникновение семейных споров, особенно в отношении судьбы ребенка, в свою очередь. порождает вопрос: суды какого государства должны рассматривать такие споры, чтобы их решения признавались другими странами.В рамках данного учебника к спорам о воспитании ребенка относятся споры: о праве доступа к ребенку (право на контакт); о праве опеки над ребенком, о праве определения места жительства ребенка, о гражданско-правовом похищении детей.
Разрешение дел о воспитании ребенка в случае развода его родителей либо по другим причинам является весьма сложной задачей для суда, ибо оценка фактов и доказательств, представленных по делу сторонами, должна быть объективной и соответствовать законным интересам ребенка.
Согласно п. 1 ст. 9 Конвенции ООН «О правах ребенка», государства- участники должны обеспечивать соблюдение прав ребенка: ребенок не должен быть разлучен со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда компетентные органы на основании судебного решения определяют в соответствии с применимым в конкретном случае законом и процедурами, что такого рода разлучение необходимо непосредственно в интересах ребенка. Такое решение может оказаться единственно верным при определенных обстоятельствах, например, при жестоком обращении родителей с ребенком или при отсутствии с их стороны заботы о нем. либо когда родители живут раздельно и надо определить место проживания ребенка. Разлучение ребенка с одним из родителей при расторжении брака в таких случаях является физическим: один из родителей покидает семейный дом. Если это будет либо добровольным, либо в результате судебного решения, то требования статьи 9 (1) будут выполнены и разделение соответствует Конвенции «О правах ребенка».
Решение о том, с кем из родителей будет проживать ребенок, должно приниматься только компетентными органами и может быть обжаловано и (или) пересмотрено. 22Кроме того, всем заинтересованным сторонам должна быть предоставлена возможность участвовать в разбирательстве и высказать свое мнение, включая ребенка (согласно ст.12 Конвенции о правах ребенка». Замечание общего порядка
№ 12 по этому праву разъясняет, что «законодательство стран о разводе должно включать право ребенка быть услышанным лицами, принимающими решения и в процессах медиации». В ряде стран предпочитают устанавливать возраст, когда ребенок считается способным выражать собственное мнение. Конвенция «О правах ребенка предполагает, что этот вопрос должен определяться в каждом конкретном случае отдельно, поскольку он относится к возрасту и социальной осознанности, и по этой причине требует индивидуальной оценки способности ребенка»1.
Международный пакт о гражданских и политических правах в ст 24 устанавливая права ребенка на защиту. Комитет ООН по правам человека в Замечаниях общего порядка № CCPR № 17 закрепляет, что при расторжении брака родителями дети нуждаются в особой защите: «Если брак расторгнут, необходимо принять меры, учитывая наилучшие интересы детей, предоставить им необходимую защиту и, насколько это возможно, гарантировать личные отношения с обоими родителями»[173][174]. Однако это не означает, что при расторжении брака в отношении ребенка должна быть обязательно учреждена совместная опека, Международный пакт о гражданских и политических правах говорит лишь о равенстве прав родителей (разведенных родителей) «любое дискриминационное обращение в отношении оснований и процедуры развода или развода, опеки над детьми, содержания или алиментов, прав на общение или лишении или восстановлении родительских прав должно быть запрещено». Семейные отношения не прекращается автоматически после развода[175].
«Идея семьи обязательно охватывает отношения между родителями и ребенком.
Хотя одним из правовых последствий расторжения брака является его прекращение, развод не прекращает отношения родителя (матери или отца) с ребенком: эта связь не зависит от наличия или отсутствия брака его родителей»[176]. Государства-участники должны гарантировать эффективную реализацию права на общение. Так в деле Адам против Чешской Республики бывшая жена препятствовала встречам заявителя с сыном, хотя право на общение с ним по выходным ему было предоставлено судом.. Хотя суд неоднократно оштрафовал бывшую жену за неуважение к решению суда, эти штрафы не были полностью исполнены. Действия государства были признаны как нарушение статьи 23.ст. 24 Хартии основных прав Европейского Союза, устанавливает, что:
- дети имеют право на защиту и на заботу, необходимую для обеспечения их благополучия. Они могут свободно выражать свое мнение, которое учитывается с учетом его возраста и зрелости;
- все юридические и фактические действия, осуществляемые публичной властью или частными лицами по отношению к детям, должны быть ориентированы на обеспечение наилучших интересов ребенка.
- каждый ребенок имеет право на постоянные личные взаимоотношения и на регулярное непосредственное общение со своими обоими родителями, кроме случаев, когда это противоречит его интересам.
Конвенция 1996 года о юрисдикции, применимом праве, признании, обеспечении соблюдения и сотрудничестве в соблюдение родительских обязанностей и меры по защите детей (далее по тексту Конвенция 1996 года). Конвенция 1996 года не содержат нормы материального права; его цель заключается в предоставлении правил о юрисдикции и применимом праве в спорах, касающиеся детей, включая споры о родительских обязанностях. Конвенция 1996 года является первым обязательным международным документом.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы). Статья 8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод - и сформировавшееся на основе решений ЕСПЧ прецедентное право защищает право на уважение частных и семейной жизни и запрещает вмешательство государственного органа в осуществление этого права, за исключением случаев, когда вмешательство необходимо в соответствии с законом.
Статья 8 не предоставляет автоматически родительские права и обязанности или право на общение с ребенком. Статья 8 часто используется в сочетании со статьей 14: положение о запрещении дискриминации применительно к случаям, касающимся родительских прав на индивидуальную или совместную опеку и право на общение В Salgueiro Da Silva Моуте, например, Суд пришел к выводу, что предоставление единоличной опеки матери исключительно на основе сексуальной ориентации отца представляла собой дискриминацию и нарушала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод[177]. В случае Заунеггера отец подал заявление на совместную опеку над дочерью, которая родилась во время их сожительства. В соответствии с законодательством Германии замужние родители имеют право и обязанность осуществлять родительские полномочия (elterliche Sorge) над несовершеннолетним ребенком, но совместная родительская опека над детьми, рожденными вне брака может быть получена только при подаче совестного заявления (gemeinsame Sorgerechtserklarung ), при вступлении в брак, или решения суда при наличии согласия обоих родителей. Поскольку мать не давала согласия, несмотря на то, что родители соглашение о совместной опеки над ребенком. национальные власти отказали в удовлетворении заявления. Отец утверждал в Европейском суде по правам человека, что его право на семейную жизнь дискриминировали, сначала путем автоматического предоставления индивидуальной опеки матери, и затем поставив вопрос об удовлетворении заявления о совместной опеки в зависимость от ее согласия. К тому жегосударство установило дискриминационный подход к регулированию прав женатых отцов и отцов не состоящих в браке1. ЕСПЧ счел, что разное правовое регулирование в данном случае оправдано с позиции защиты интересов ребенка, и необходимо предоставлять родительские права и обязаности над ребенком, рожденным вне брака, первоначально матери, чтобы обеспечить по крайней мере, одно лицо, которое может представлять интересы ребенка, сразу после рождения.
Однако указал, что установление зависимости назначения совместной опеки над ребенком, рожденным вне брака, только от желания матери не может соответствовать наилучшим интересам ребенка.ЕСПЧ рассматривал и дела, когда юридически родителю предоставлялось право на совместную опеку или право на общение (путем заключение соглашения или решения суда), а второй родитель препятствовал реализации данного права. В таких случаях ЕСПЧ указывает, что недостаточно чтобы национальное законодательство стран предоставляло родительские права, государства - участники должны обеспечить соблюдение этих прав[178][179]. На государства участников возлагается не только негативное обязательство не вмешиваться в семейную жизнь, но и позитивное обязательство обеспечивать эффективное уважение семейной жизни[180].
Европейская конвенция об осуществлении прав детей[181] и Конвенция о личных контактах детей [182]. Европейская конвенция об осуществлении прав детей была принята Советом Европы 25 января 1996 г. и вступила в силу 1 июля 2000 г. В настоящее время Конвенция действует в 17 государствах Европы: в Австрии, Албании, Германии, Греции, Италии, Латвии, Македонии, Польше, Словении, Турции, Финляндии (подписав Конвенцию в 1996 г., Финляндия ратифицировала ее в 2010 г.; Конвенция вступила в силу в Финляндии 1 марта 2011 г.), Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, на Кипре и Украине. Еще 11 государств Конвенцию подписали, но не ратифицировали. Конвенцию о контактах в отношении детей ратифицировали 9 государств[183].
Хотя эти конвенции содержат более подробное регулирование и обеспечивают большую защиту, чем вышеуказанные нормативные акты, их влияние в Европе ограниченно, и даже сомнительно, поскольку число стран подписавших и ратифицирующих конвенций очень мало.
Наиболее важное положение Конвенции о праве на общение содержится в статье 4, которая гласит: что ребенок и его родители имеют право на получение и поддержание регулярного общение друг с другом и что такой общение может быть ограничено или исключено только в том случае, если это необходимо в интересах ребенка.
Общение считается очень важным как дляребенка, так и для родителей и практических препятствий, таких как, например, тот факт, что родители не живут в одном и том же государстве, недостаточно для ограничения или отрицания права на общение.
Хотя реализация права на общение не является тем же самым, что и совместное воспитание - систематическое общение может привести к установлению совместной опеки, поскольку родителям необходимо сотрудничать друг с другом и обмениваться информацией о ребенке. Можно сказать, что, поощряя контакты между (обоими) родителями Конвенция о личных контактах детей делает возможным сотрудничество родителей, которое в свою очередь может привести к совместной опеки над ребенком.
Когда речь идет о законодательстве Европейского союза в области семейного права, в основном это касается трансграничных последствий и гармонизации норм. Регламент Совета Европейского Союза от 27 ноября 2003 г. № 2201/2003 «О юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанностях родителей» (далее по тексту - Регламент Бис Брюссель II). 3 июля 2000 года Франция проявила инициативу, указав на необходимость принятия Постановления Совета ЕС о взаимном исполнении решений о правах на общение с детьми.
Первоначальным документом, регламентирующим вопросы родительских правоотношений с европейским элементом, был Регламент (EC) № 1347/2000. Как уже указанно ранее, Регламент Совета Европейского Союза от 27 ноября 2003 г. № 2201/2003 «О юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанностях родителей» (далее по тексту - Регламент Бис Брюссель II), отменил одноименный Регламент 1347/2000 Совета ЕС.
В настоящее время, Регламент Бис Брюссель II является одним из наиболее значимых инструментов Европейского Союза в сфере гармонизации семейного права в области родительских правоотношений. Регламент № 2201/2003 имеет приоритет над другими национальными законодательства стран ЕС. Применяется во всех государствах-членах, за исключением Дании. Великобритания и Ирландия воспользовались своим Opt-In (правом на участие) и, следовательно, приняли участие в принятии и применении Регламента. Действие Регламента Бис Брюссель II распространяется на все дела вне зависимости от подведомственности и подсудности.
Бис Брюссель II регламентирует практически все те же вопросы, что и Конвенция 1996 года. Бис Брюсселя II применяется, когда соответствующий ребенок имеет обычное местожительство на территории государства-члена ЕС или когда дело касается признания и исполнение решения, вынесенного в суде государства ЕС на территории другого государства ЕС.
Правила Бис Брюсселя II применяются к признанию, осуществлению, делегированию, ограничению или прекращению родительских прав и обязанностей, а также прав опеки и доступа. Это означает, что он также будет применять в (трансграничных) делах о совместном воспитании.
Регламент Бис Брюссель II гарантирует равенство прав всех детей путем:
- распространения своего действия на все судебные решения по спорам об осуществлении родительских прав и обязанностей вне зависимости от наличия судебного разбирательства между супругами;
- рассмотрение споров осуществляется с учетом принципов Хартии Европейского Союза об основных правах, путем признания и уважения основных прав ребенка, изложенных в Хартии Европейского Союза об основных правах. К таким правам относятся : право ребенка быть заслушанным и его право на общение с обоими родителями; принятие решения в интересах ребенка. Особое значение придается праву ребенка быть заслушанным в суде;
- определение подсудности споров об осуществлении родительских прав и обязанностей осуществляется, исходя из критерия обычного места проживания ребенка. Это означает, что дело должно рассматриваться в суде государства-члена ЕС по месту обычного жительства ребенка, за исключением случаев изменения места жительства ребенка или в соответствии с договоренностью между лицами, обладающими родительскими правами и обязанностями. В интересах ребенка Регламент Бис Брюссель II, в качестве исключения и при соблюдении определенных условий, позволяет суду, обладающему соответствующей юрисдикцией, передать дело в суд другого государства-члена ЕС, если этот суд более удобно расположен для рассмотрения дела. Вместе с тем, суд, принявший переданное дело, не вправе направить его для рассмотрения в иной суд.
Принципы Регламент Бис Брюссель II:
- принцип взаимного доверия и автоматического взаимного признания судебных решений;
- принцип автоматического исполнения решений суда (без каких-либо промежуточных процедур или оснований для отказа в приведении в исполнение, свидетельство, вынесенное для обеспечения исполнения судебного решения, не подлежит обжалованию);
- принцип сотрудничества как по общим вопросам, так и при решении конкретных вопросов о правах и обязанностях;
- принцип эквивалентности в части признания и исполнения соглашений, заключенных по спорам, связанным с выполнением родительских прав и обязанностей судебным решениям;
- принцип содействия в общем плане и в некоторых конкретных вопросах по делам о родительских обязанностях, в том числе в целях содействия мирному разрешению семейных конфликтов.
Наиболее сложным является вопрос о соотношении норм Бис Брюссель II и Конвенции 1996 года/. Во первых Бис БрюссельП имеет приоритет перед Конвенцией 1996 года.Представим ситуацию, при которой обычное место жительство ребенка в Германии, дело о родительских правах и обязанностях рассматривается в Германии, однако позже инициируется процедура расторжения брака в Швейцарии. которая является участницей Конвенции 1996 года. Соответственно Швейцария будет иметь вспомогательную юрисдикцию
на основе Конвенции 1996 года, а суды Германии правомочны по общей юрисдикции.
Во вторых, применимое право определяется согласно Конвенции 1 996 года, даже в случае определения юрисдикции по Бис Брюссель II[184].
Еще по теме Понятие и нормативно-правовая база разрешения споров о воспитании детей:
- Общая характеристика суррогатного материнства
- § 1. Конституционная модель распределения законодательной компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
- ВВЕДЕНИЕ
- 2.1 Особенности семейного права как правового образования и проблема определения его места в гражданском праве
- 2.4 Содержание брачно-семейных отношений в контексте особенностей субъектного состава
- 4.2 Статус ребенка в семейном праве
- 4. 3 Реализация прав детей в семье
- 5.2 Вопросы совершенствования механизма защиты прав субъектов брачно-семейных отношений
- 1.3. Договор как основание возникновения обязательств в современном семейном праве
- § 3. Реализация правовой культуры в англоамериканском обществе.
- § 2. Проблемы повышения эффективности влияния Интернета на правовую культуру личности
- § 1. Юридическая фикция в сфере материального права.