<<
>>

§ 5. Морские проливы

Правовой режим Гибралтарского пролива, Гибралтарский пролив служит естественным соединением Средиземного моря с Атланти­ческим океаном, узкой полосой разделяющей Европейский и Афри­канский континенты.

Он относится к наиболее оживленным морским артериям мира, среднесуточная интенсивность судоходства в кото­рой составляет около 200 судов в сутки. На севере воды пролива омывают оконечность Пиренейского полуострова, на юге - побере­жье Марокко. Длина пролива около 85 км. Ширина западного входа в пролив составляет около 50 км. К востоку ширина пролива умень­шается. Самое узкое место расположено между мысом Марокко на севере и мысом Сирее на юге. Здесь ширина водной полосы со­ставляет около 13 км. В районе восточной географической границы расстояние между берегами доходит до 26 км.

В разные периоды истории в отношении притязаний на Гибралтар сталкивались интересы Великобритании, Испании, Франции, Герма­нии. В результате различных политических интриг долгое время не удавалось выработать международный документ, в какой-то сте­пени касающийся правового режима Гибралтарского пролива. Однако в апреле 1904 г. под угрозой растущей военной мощи Германии Ве­ликобритания и Франция приняли совместную секретную деклара­цию, в которой выразили намерение обеспечить свободный проход через Гибралтарский пролив, для чего обязывались не разрешать возведение фортификационных сооружений и производство страте­гических работ на марокканском побережье, за исключением испан- еких владений Сеута и Мелилья. В октябре 1904 г. к франко-британ- екой декларации присоединилась Испания. В дальнейшем в ноябре 1912 г. в дополнение к Декларации 1904 г. Франция и Испания подписали конвенцию, согласно которой уже в договорной форме было подтверждено обязательство Испании и Франции в целях обес­печения свободного прохода через Гибралтарский пролив не возво­дить стратегических укреплений на южном берегу пролива.

Таким образом, акты 1904-1912 гг. в определенной степени под­твердили режим свободы судоходства через пролив. При этом сто­роны, подписавшие данные акты, стремились предотвратить такие действия государств в Гибралтарском проливе и на побережье, ко­торые создавали бы помехи свободному плаванию по нему.

В настоящее время правовой режим Гибралтарского пролива определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Посколь­ку этот пролив хотя и перекрывается территориальным морем при­брежных государств, но соединяет две части моря, он подпадает под понятие пролива, используемого для международного судоходства, па него распространяется режим транзитного прохода для всех судов, как гражданских, так и военных.

Правовой режим Черноморских проливов. На юге Европы в Средиземное море вдаются три расположенных полуострова: Пи­ренейский, Апеннинский и Балканский. С востока к Балканам об­ращен полуостров Малая Азия, составляющий часть Азии. В этом районе Европа

и Азия разделены двумя проливами - Босфор и Дар­данеллы. Босфор связывает Черное море с Мраморным морем. Длина Босфора составляет 31 км, наименьшая ширина - около 700 м, в других местах она колеблется от 2 до 3,7 км. Недалеко от южного входа в пролив на европейском берегу расположена основная часть Стамбула с удобной и глубокой бухтой Золотой Рог. Длина Мрамор­ного моря составляет 222 км, ширина - от 27 до 74 км. Длина Дарданелл - 70 км. На значительном участке ширина пролива ие превышает 1,5 км, в других местах она составляет около 2 км. Судоходный фарватер Дарданелл имеет глубину от 30 до 150 м.

Черноморские проливы - единственный естественный водный путь из Черного моря в Средиземное и в Атлантический океан, имеющий большое значение для большинства государств мира. Ежегодно через проливы проходит около 50 тыс. судов. Примерно 15% судов являются крупнотоннажными. Правовой режим и между­народный статус Черноморских проливов определены Конвенцией о режиме Черноморских проливов, заключенной в 1936 г. в г. Монтрё (Швейцария).

На сегодняшний день в ней участвуют одиннадцать государств, в том числе Российская Федерация. Вопросы прохода судов, которые не регулируются Конвенцией 1936 г., регламентиру­ются Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

В соответствии с Конвенцией 1936 г. в Проливах для торговых судов предусмотрена полная свобода судоходства, независимо от флага судна, груза и времени суток. За транзитный проход через Проливы не взимаются никакие сборы или платы, кроме сборов и плат, взимаемых за осуществление санитарного контроля, за обя­зательную лоцманскую проводку, за оказание помощи при спасении, маячных и им подобных сборов. Если же Турция участвует в войне, то суда противника лишаются права на проход через Проливы.

Конвенция подробно регламентирует порядок прохода военных кораблей через Проливы. В частности, запрещается проход в Черное море и нахождение в нем авианосцев и подводных лодок нечерно­морских государств (кроме визитов вежливости в порты Проливов), а также ограничивается заход в Черное море военных кораблей нечерноморских государств других классов по тоннажу (в сумме он не должен превышать 45 тыс. т), по количеству единиц (не более 9), по срокам пребывания (не более 21 дня), по калибру орудий (не выше 203 мм). При этом государства также должны уведомить турецкое правительство о проходе таких кораблей за 15 суток до его начала. В отношении причерноморских государств Конвенция предусматри­вает, что такие страны могут проводить свои любые военные корабли без ограничения тоннажа, при этом линейные корабли проводятся поодиночке в сопровождении не более чем двух миноносцев, подвод­ные лодки поодиночке, в светлое время суток, при условии соблю­дения следующих ограничений: подводные лодки могут проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря (при этом точные данные по этому поводу они обязаны предо­ставить Турции), или в целях возвращения в базы Черного моря, если они будут сооружены или куплены вне этого моря (в том случае, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или покупке). Причерноморские государства должны уведомить турец­кое правительство о проходе своих военных кораблей за восемь суток до его начала.

Общий максимальный тоннаж кораблей нечерномор­ских государств не должен превышать 15 тыс. т.

Что касается права пролета невоенных летательных аппаратов через Проливы, то согласно Конвенции 1936 г. правительство Тур­ции указывает воздушные маршруты с надлежащим оповещением. О регулярных воздушных рейсах турецкому правительству должно быть передано общее уведомление о датах прилета, в отношении не­регулярных (эпизодических) рейсов - за трое суток до начала полета.

Следует отметить, что Турция в одностороннем порядке в 1994 г. ввела в действие Регламент морского судоходства в турецких проли­вах, положения которого нарушают и изменяют ряд положений Конвенции 1936 г. В связи с отсутствием в ряде случаев согласован­ной политики по Проливам причерноморских и других государств

Турция, опираясь на два международных принципа - безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения морской среды, - по­степенно подчиняет судоходство в Проливах своей юрисдикции. В настоящее время эта тенденция продолжает активизироваться: вво­дятся новые ограничения, не предусмотренные Конвенцией 1936 г.: но возрасту кораблей и их классу, обязательному страхованию судов, наличию двойного дна у танкеров и др.

3 октября 2002 г. турецкое правительство приняло новый, еще более жесткий регламент, в соответствии с которым в случае про­водки через Проливы теплохода длиной 200-250 м, на борту кото­рого перевозится опасный груз, устанавливается одностороннее движение, то есть со встречной стороны проход каких-либо судов с опасным грузом запрещен. Согласно регламенту 1994 г. такое ог­раничение действовало только для судов длиной 250-300 м.

При этом примечательно, что в 1982 г. правительство Турции приняло Регламент порта Стамбул, распространив его действие на всю зону Проливов и предусмотрев в нарушение Конвенции 1936 г. ряд ограничений свободы судоходства в Проливах. Не случайно еще в октябре 1994 г. 71-я сессия Юридического комитета Международной морской организации (ИМО) сделала вывод, что введенные Турцией правила не соответствуют правилам и рекомендациям ИМО, между­народному праву и Конвенции 1936 г.

В ноябре 1995 г. 19-я сессия Ассамблеи ИМО подтвердила тот же подход вопреки ультимативной позиции Турции и утвердила соответствующую резолюцию, подтвер­ждающую необходимость следования нормам Конвенции 1936 г.

Кроме того, турецкое правительство считает, что положение Конвенции 1936 г. дает право требовать от судов безвредного, добро­совестного и неагрессивного прохода. При этом оно основывается на положениях Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (причем Турция не является ее участником), а также Конвенции о террито­риальном море и прилежащей зоне 1958 г. В этом случае турецкое правительство рассматривает Проливы как территориальные воды с учетом административной и правовой юрисдикции над ними. В част­ности, это подтверждают решения Апелляционного суда Турции по поводу двух случаев транзитного прохода судов под кипрским фла­гом с грузом оружия в 1977 г. и 1991 г. Оба судна были загружены в порту Бургас (Болгария) ракетами и бомбами и имели поддельные документы как на груз, так и на пункт назначения. Суд классифи­цировал это как контрабандный провоз оружия, тем самым подтвер­див тезис о юрисдикции Турции над территориальными водами.

Безусловно, интенсивность судоходства возросла с момента при­нятия Конвенции 1936 г. В то же время более 50% судов, курсиру­ющих через черноморские проливы, составляют суда самой Турции, что признал МИД Турции, указав, что количество и тоннаж иност­ранных судов за последние годы даже несколько снизились. Турция же ссылается на необходимость принятия дополнительных мер без­опасности судоходства в Проливах. Однако данные Проливы с точки зрения международного права являются международными, а потому имеют особый правовой режим, который ни одна из стран не вправе изменять в одностороннем порядке.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите условия мирных договоров 1947 г.

2. Каковы правовые основы постоянного нейтралитета Австрии и Швейцарии?

3. Дайте характеристику особенностей правового режима Шпицбергена и Аландских островов.

4. Каков правовой режим Дуная и Рейна?

5. Раскройте содержание правового режима Гибралтарского пролива и проливов Босфор и Дарданеллы.

Литература

Орешенков А.Н. Особенности международно-правового режима Шпиц­бергена // Московский журнал международного права. - 1992. - № 3.

Лавров B.C. Швейцарский нейтралитет // Вопросы истории. - 1984. - № 12.

Почкаева М.В. Международно-правовой режим судоходства на Ду­нае. - М., 1951.

Бараболя П.Д., Иванашенко Л.А., Колесник Д.Н. Международно- правовой режим важнейших проливов и каналов. - М., 1965.

Котляр B.C. Черноморские проливы: арена сотрудничества или кон­фронтации? // Московский журнал международного права. - 1996. - № 3.

<< | >>
Источник: Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Саваськов П.В.. Европейское международное право.

Еще по теме § 5. Морские проливы:

  1. Становление корпораций в США и акционерных обществ в России
  2. § 5. Морские проливы
  3. § 1. Система органов разрешения международных морских споров как часть глобальной системы органов разрешения международных споров а) система органов разрешения морских споров по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
  4. §1. Споры о незамедлительном освобождении задержанных судов и экипажей.
  5. §2. Практика МТМП в области принятия временных мер правовой защиты
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. 1.2. Теоретико-методологические и концептуальные аспекты системы международной безопасности
  8. § 3.Понятие и признаки загрязнения морской среды и вопросы его квалификации